Очень часто люди сталкиваются с некачественным оказанием услуг в сфере торговли.

Права граждан и организаций на получение качественного обслуживания в сфере товаров и услуг предусмотрены Законом «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Лицами, ответственными за обеспечение потребителей товарами надлежащего качества, являются продавцы, изготовители и исполнители.

В соответствии с законодательством потребителям должны быть предоставлены товары и услуги надлежащего качества, которые не наносят вред здоровью и окружающей среде. Поэтому законом гарантировано право потребителя на получение полной и достоверной информации о товарах и услугах еще до их приобретения. Это касается и дистанционной продажи товара, когда потребитель может ознакомится с основными характеристиками товара, например, на сайте продавца, но при доставке товара ему должна быть представлена полная информация о товаре со всеми необходимыми документами.

Существует несколько основных проблем, с которыми покупатели могут столкнуться в магазинах и супермаркетах.

Например, одним из распространенных нарушений со стороны продавцов и обслуживающего персонала в магазинах является требование оплатить товар, который Вы случайно повредили в процессе выбора. Платить за такой товар не обязательно!

Другая ситуация — стоимость товара на ценнике, расположенном на товаре или витрине, отличается от действительной, хоть и ненамного. В этом случае Вы имеете право требовать от прадовца продать товар по цене указанной на ценнике.

Еще одна проблема — продажа товаров с истекшим сроком годности и товаров ненадлежащего качества. В таком случае продавцы часто идут на различные уловки, среди которых маскировка некачественного товара свежим, имеющим более презентабельный вид, расположение товара с истекшим сроком годности на первых линиях витрин в расчете на торопящихся и невнимательных покупателей, которые берут то, что лежит ближе к краю. Внимательно проверяйте состояние и сроки годности продукции, которую собираетесь покупать.

В рамках законодательства потребитель имеет право различными способами защитить свои права в случае обнаружения недостатков в товаре или услуге.

На первом этапе это может быть самостоятельное обращение к продавцу или изготовителю с претензией, по результатам рассмотрения которой потребителю может быть возвращена полностью или частично стоимость товара, а так же товар может быть заменен на аналогичный, либо некачественное оказание услуги может быть компенсировано в денежном выражении. В среднем срок рассмотрения претензий составляет десять дней. Если продавец или изготовитель после получения претензии не произвел никаких действий для восстановления нарушенных прав или ответил отказом на требования, то потребитель может обратиться с жалобами в различные инстанции, например в органы Роспотребнадзора, прокуратуры, органы местного самоуправления и другие. Более того, потребители имею право объединяться в общественные объединения потребителей.

Если содействие таких инстанций не принесло желаемого результата, то потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав. При этом одновременно с иском потребитель предоставляет документы, подтверждающие совершение сделки с продавцом или изготовителем, такие как договор купли-продажи, поставки, оказания услуг, чеки, квитанции и иные документы, которые могут свидетельствовать о добросовестном выполнении потребителем своих обязанностей по оплате, и подтверждающие нарушение условий сделки со стороны продавца или изготовителя.

В судебном порядке можно взыскать с продавца или изготовителя денежные средства, уплаченные за товар, моральный вред, штраф за невыполнение условий сделки купли-продажи, поставки, оказания услуг и других. Более того, в рамках судебного производства можно взыскать не только неустойку по договору, но и пени в соответствии с законодательством, а так же сопутствующие расходы, понесенные в связи с обращением за юридической помощью или проведением экспертизы. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при подаче в суд искового заявления о защите прав потребителей государственная пошлина не уплачивается.

Однако, несмотря на большое количество возможностей для потребителя восстановить нарушенные права, необходимо делать это своевременно. Так, потребитель вправе требовать устранения нарушения предоставленных товаров в период гарантийного срока или срока годности этих товаров. Если на товар гарантийный срок или срок годности не установлен, то потребитель вправе требовать восстановления нарушенных прав в разумный срок, не превышающий двух лет с момента передачи товара потребителю.